Токугава Иэясу называют одним из «трех объединителей Японии» — наряду с Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Он родился в 1542 г. в семье крупного феодала (даймё) Мацудайра Хиротада из провинции Микава. Молодость и зрелые годы Токугава Иэясу пришлись на самый неспокойный период в истории средневековой Японии – «период воюющих провинций» — (Сэнгоку дзидай, 1467-1573). В 5 лет мальчик попал в заложники сначала к Ода Нобухидэ, даймё из провинции Овари, затем к другому даймё, Имагава Ёсимото. В 16 лет Иэясу уже командовал отрядом в армии Имагава Ёсимото и одержал свою первую победу. В 1560 г. Имагава Ёсимото вторгся в провинцию Овари, вотчину Ода Нобунага, но по пути был атакован небольшим войском Нобунага, его армия была разбита около деревни Окэхадзама, а сам Ёсимото погиб в бою. Токугава Иэясу после смерти своего сюзерена вернулся в родовой замок Окадзаки и в следующем году заключил военный союз с Ода Нобунага.
Ода Нобунага был изобретательным политиком и способным военачальником. Уже через 8 лет он захватил Киото, тогдашнюю столицу страны, и укрепил свои позиции в Центральной Японии. Договор с Нобунага на западе развязал Токугава Иэясу руки на востоке. К 1567 г. Иэясу подчинил себе родную провинцию Микава, а к 1570 г. овладел Тотоми. В 1572 г. интересы Иэясу столкнулись с планами Такэда Сингэн, даймё из провинции Каи.
Зимой 1572 г. Сингэн вторгся в Тотоми и осадил замок Хамамацу. Иэясу срочно пришел на выручку гарнизону, но был разбит, и только находчивость и личное мужество спасли его от гибели. Сингэн скончался в 1573 г., а через два года его сын, Такэда Кацуёри, осадил пограничную крепость Иэясу, Нагасино. Объединенная армия Ода и Токугава пришла на выручку гарнизону, Кацуёри был разбит и бежал, а к 1582 г. Токугава Иэясу уже владел Суруга и Каи, бывшими провинциями Такэда. В этот момент его жизнь повисла на волоске. В 1582 г. Ода Нобунага был атакован и убит своим бывшим полководцем Акэти Мицухидэ. За всеми бывшими союзниками Нобунага была устроена охота. Иэясу был в то время в городе Сакаи и его путь в родную провинцию Микава лежал через центральные области, полные мятежников. Только везение и самообладание помогло Иэясу добраться до дома в безопасности. Укрывшись в своих владениях, он наблюдал за борьбой, развернувшейся между двумя бывшими полководцами Нобунага – Хасиба Хидэёси и Сибата Кацуиэ. В 1583 г. Хидэёси одолел Кацуиэ, и попытался примириться с Токугава Иэясу, однако Иэясу пошел на конфронтацию. В 1584 г. армии Токугава и Хасиба сошлись у деревни Комаки. После двухнедельного стояния друг напротив друга произошла короткая и жаркая схватка между отрядами противников у близлежащей деревни Нагакутэ. Несмотря на победу при Нагакутэ, Иэясу отступил и решил покориться Хидэёси. Он всегда отличался способностью поступиться меньшим, чтобы впоследствие овладеть большим. В 1590 г. Иэясу пришлось принять активное участие в кампании против рода Ходзё, последнего серьезного противника Хидэёси. Иэясу оказал помощь Хидэёси как войсками, так и провиантом, и лично командовал 30 тыс. войском из пяти провинций, которыми он владел к тому времени. После 100 дневной осады резиденция Ходзё, замок Одавара, пала к ногам победителей. Активная роль в кампании против Ходзё избавила Иэясу от участия в Корейской войне (1592-1598). Пока феодалы центральных и юго-западных провинций проливали кровь в Корее, Иэясу укреплял как экономическое могущество своих новых провинций в области Канто, так и собственное политическое влияние. К моменту смерти Хидэёси в 1598 г. Иэясу имел самый большой доход среди даймё и пост одного из пяти регентов, правивших от лица малолетнего наследника Хидэёси – Хидэёри.
Последний шаг к абсолютной власти Иэясу сделал в 1600 г. Заручившись поддержкой большинства феодалов востока страны, он собрал армию в 80 тыс. человек и разбил сторонников Хидэёси в битве при Сэкигахара. Вскоре после этого Токугава Иэясу получил из рук императора титул сёгуна – абсолютного военного диктатора страны. В 1614-15 гг. Иэясу в двух кампаниях при Осакском замке разбил немногочисленных союзников Хидэёри, остававшегося наследником Хидэёси, и уничтожил последнее препятствие на своем пути к вершинам власти. В следующем году он скончался, достигнув максимума того, о чем простой самурай мог только мечтать.