Кавацудзуми харамаки

Наиболее известный из этого типа доспехов — коричневый доспех кавацудзуми харамаки из храма Ицукусима (о.Миядзима во Внутреннем море), период Намбоку-тё.
Наиболее известный из этого типа доспехов — коричневый доспех кавацудзуми харамаки из храма Ицукусима (о.Миядзима во Внутреннем море), период Намбоку-тё.

Этот тип доспехов не очень известен; между тем, по-видимому, в конце XIII-XV вв. его носило большинство пеших воинов. Кавацудзуми означает «обернутый в кожу», и, действительно, можно видеть, что в этом доспехе пластинки санэ сплошь покрыты выделанной кожей. Снаружи видны только крестообразные перехваты шнура хиси, которые крепят пластинки к наружной коже.

Черный доспех кавацудзуми харамаки из Токийского Музея Национальной Истории, период Намбоку-тё.

Предполагают, что этот тип доспеха появился в Японии после монгольского нашествия, под влиянием знакомства с континентальными доспехами. Возможно также, что его появлению способствовало количественное увеличение армий периода Намбоку-тё по сравнению с предыдущими периодами. Изготовление таких доспехов отнимало значительно меньше времени, чем изготовление классических пластинчатых доспехов, и позволяло использовать пластинки санэ невысокого качества и разного размера, в том числе поврежденные пластинки из более дорогих доспехов о-ёрой, домару и харамаки.

Части кавацудзуми домару: 1) такахимо-но кохадзэ; 2) муна-ита; 3) татэагэ; 4) накагава; 5) хикиавасэ-но о; 6) курудзимэ-но о; 7) кусадзури; 8 ) хисинуи-но ита; 9) курудзимэ-но кан; 10) хикиавасэ-но о; 11) агэмаки; 12) агэмаки-цукэ-но кан; 13) осицукэ-но ита; 14) содэцукэ-но куда; 15) такахимо; 16) ватагами; 17) гио-ё; 18) хассо-канамоно; 19) ваки-ита.

По строению эти доспехи почти всегда харамаки, то есть с довольно широкой щелью на спине, однако встречаются и домару, то есть доспехи, застегивающиеся под правой подмышкой. Один из таких доспехов, датируемый около 1400 г., приведен выше.

Черный и белый доспехи кавацудзуми харамаки (рисунок Сасама Ёсихико).

По цветам кавацудзуми харамаки отличаются незначительно. Известно три сохранившихся цветовые гаммы — оттенки черного, белого цветов и различные оттенки цвета кожи. Кажется логичным, что могли существовать доспехи и из кожи других цветов, например, красно-коричневой или желтой, однако таких образцов не сохранилось. Шнуры хиси могут быть различного цвета, но чаще всего контрастного к основному цвету доспеха (цвету кожи).

Современная реконструкция — доспех кавацудзуми харамаки, покрытый мелким рисунком сакуры в стиле, известном как кодзакура гава. Период Намбоку-тё.

Вариантом этого доспеха был доспех, в котором вместо кожи пластинки покрывались тканью, часто шелком или парчой. Очевидно, что такие доспехи были существенно более дорогими и менее прочными, чем доспехи покрытые кожей. До нашего времени они не сохранились и известны в основном по письменным источникам.

Рисунок пехотинца из книги начала XVIII в. Хонтё Гункикё. Воин одет в доспех кавацудзуми харамаки и вооружен нагината. Обратите внимание, что он не имеет ни шлема, ни защиты ног. Период Муромати.
Источники:

Arai Hakuseki. The Armour Book in Honcho Gunkiko. Edited by Russel Robinson.

Bottomley Ian, Hopson A.P. Arms and Armour of the Samurai.

Mitsuo Kure, Ghislaine Kruit. The Samurai recreated in color photographs.

Mitsuo Kure. Samurai: Arms, Armor, Costume.

Karl F. Friday. Samurai, Warfare and the State in Early Medieval Japan.

Thomas Donald Conlan. State of War: The Violent Order of Fourteenth-Century Japan.

 

Слева: лучник конца XV- начала XVI вв., одет в доспех кавацудзуми харамаки и простой шлем с кожаным назатыльником. Справа: лучник конца XIII — XIV вв., одет в доспех кавацудзуми харамаки с большими наплечниками о-содэ, возможно, позаимствованными у побежденного неприятеля. На голове вместо шлема железная пластинка хаппури, защита ног отсутствует.