Формирование и организация
В XVI в. японские армии формировались следующим образом – вассалы даймё выставляли определенное число воинов и нестроевых исходя из своего дохода. Каждый непосредственный вассал мог иметь своих собственных вассалов, которые также должны были выставить определенное число людей. Один из христианских миссионеров отмечал, что около 1590 г. на 1000 коку дохода даймё должен был выставить 2 конных и 20 пеших солдат. Можно видеть, что в армии Ии Наомаса эта пропорция была выше – в 1600 г. при Сэкигахара он выставил 30 солдат на 1000 коку. Однако его сын Ии Наотака в 1614 г. выставил ровно 22 человека на 1000 коку дохода. Количество самураев, асигару и нестроевых строжайшим образом регламентировалось. К сожалению, у нас имеются подробные сведения о таком регламенте только от 1649 г. Согласно ему, вассал с доходом 300 коку должен был выставить кроме себя и коня еще 1 самурая и 6 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 конюха, 1 денщика и 2 носильщиков. Вассал с доходом 400 коку вместе с собой приводил 2 самураев и 7 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 знаменосца, 1 конюха, 1 денщика и 2 носильщиков и т.д.
К счастью, в случае с Ии Наомаса имеются подробные сведения о его армии около 1600 г. Согласно фамильным записьям самьи Ии, отряд под командованием Кимата Морикацу состоял из 800 человек, из которых 90 были хатамото («подзнаменными») Морикацу – его личными войсками, слугами и телохранителями. Ниже приведен список хатамото:
Кимата Тоса-но-ками1 Морикацу 1
Личные самураи господина (киндзю) 4
Личные асигару господина (томо) 4
Носитель копья господина с крестообразным клинком (дзюмондзи-яри) 1
Носитель личного знамени господина 1
Стремянной 1
Всего 12
Конные самураи 3
Каждого сопровождают 7 человек:
Пешие самураи 4
Носильщики снаряжения (асигару) 2
Стремянной 1
Всего 24
Пешие самураи 8
Знаменосец и его помощник 2
Асигару:
Аркебузиры 3
Лучники 2
Копейщики 4
Слуги и носильщики:
Носильщики фонарей, 4 ящика 4
Маку (походные занавески) и штандарт, 1 большой ящик 2
Кухонные принадлежности, 2 ящика 2
Носильщики, 2 тюка 2
Носильщики еды, 2 тюка 2
Заводной с лошадью 1
Фуражиры, 3 тюка 3
Стремянные с запасными лошадьми 2
Ружейный порох, 1 ящик 1
Плащи и др. для дождливой погоды, 2 больших ящика 2
Доспехи самураев господина, 2 больших ящика 4
Доспехи асигару господина, 1 большой ящик 2
Доспехи, 1 большой ящик 2
Доспехи Кимата Морикацу, 1 ящик 1
Носитель обуви, 1 ящик 1
Аркубузы и принадлежности для них, 1 большой ящик 2
Пули, порох и стрелы, в 1 большом ящике 2
Всего 90
Мы видим, что существенную часть хатамото составляли нестроевые. Можно, однако, предполагать, что оставшаяся часть войска Кимата Морикацу в 720 человек состояла преимущественно из самураев и асигару. Последние делились по родам оружия на аркебузиров, лучников и копейщиков. Копейщики к 1600 г. составляли большинство, лучники – меньшинство асигару. Независимо от того, какое число самураев и асигару выставил каждый из вассалов, на поле сражения, по всей видимости, они сводились в специализированные отряды. В авангарде обычно располагались аркебузиры и лучники, в группах по 4-5 человек (3-4 аркебузира и 1 лучник) под командованием тэппо-когасира (старшины аркебузиров). Лучники должны были прикрывать аркебузиров во время перезарядки ружей. За стрелками стояли асигару-копейщики. Обычно группой из 5-10 копейщиков командовал яри-когасира (старшина копейщиков). Старшинами назначались наиболее опытные асигару. Более крупными отрядами асигару по 50-75 человек командовали уже самураи в звании касира (в буквальном переводе «голова»)2. За рядами асигару стояли отряды самураев, пеших и конных, причем каждого конного самурая сопровождали, в зависимости от дохода, несколько слуг: конюх, денщик, оруженосец и т.д. В центре построения располагалась ставка даймё, окружённая хатамото, включая знаменосцев – часто довольно многочисленных. Позади войска располагались носильщики и другой вспомогательный персонал.
Доспехи и знаки отличия
В описываемый период в Японии преимущественно носили доспехи типа тосэй-гусоку («современный доспех»). Доспехи состояли из кирасы (до) с защитной юбочкой (гэссан), набедренников (хаидатэ), поножей (сунэатэ), наручей (котэ), наплечников (содэ) и шлема (кабуто), который мог снабжаться горловиной и (редко) защитной маской или полумаской. Полнота комплектации доспеха прежде всего зависела от дохода самурая — от полного доспеха из всех перечисленных элементов у глав клана Ии до шлема, кирасы и наручей и/или поножей у самых бедных самураев. Асигару обычно снабжались простой кирасой из передней и задней половин и иногда наручей и/или поножей. Доспех асигару называли окаси-гусоку – ссуженные доспехи, поскольку они приобретали их не за свой счет, а получали от господина. Характерным отличием асигару служил их головной убор, дзингаса – разной формы коническая шляпа из кожи или тонкого листа железа. Самураи в описываемый период в бою носили только шлемы. Однако, некоторые асигару могли снабжаться самыми простыми шлемами, сделанными из трех пластин – дзунари-кабуто. В такие шлемы на ширме «Сражение при Осака» одеты аркебузиры Ии.
Как уже было сказано, все доспехи самураев и асигару семьи Ии были красными. Красный цвет достигался добавлением в лак киновари. В зависимости от количества киновари цвет доспехов мог быть от ярко-алого до темного красно-коричневого. Сохранившиеся доспехи вождей клана Ии окрашены в основном в интенсивно-красный цвет, оттеняют который шнуры различного цвета – чаще всего синие, темно-желтые, оранжевые и белые.
Войско Ии имело не только красные доспехи, но и красные знамена. Родовые записи семьи Ии, Иикэ Гумпо, дают следующее описание геральдики «Красных демонов» около 1600 г.:
«Вещь: штандарт, 5 сяку3 в высоту и четыре ширины шелка4 в ширину. На красном поле в центре золотой мон [герб] в виде иероглифа и [колодец]. Древко покрыто черным лаком.
Вещь: личное большое знамя в две ширины шелка, 1 дзё5 в высоту. На красном поле белая надпись Хатиман дай босацу высотой в 7 сяку. Древко покрыто черным лаком.
Вещь: малый штандарт – золотая мухоловка на черном лакированном древке.
Вещь: гонцы носят светло-синее хоро [плащ, натянутый в виде баллона на округлый каркас из китового уса] со своим именем на нем, золотыми иероглифами. Кроме того, начиная с эры Кэйтё [1596] имя каждого было черным на золотом фоне [на овальной деревянной табличке, закрепленной над хоро].
Вещь: юмигасира [командир лучников] и тэппогасира [командир аркебузиров] носят темно-красные хаори [накидки].
Вещь: моногасира [старшина, также известен как ко-гасира] носит красное сасимоно по своему вкусу.
Вещь: конный самурай [носит знамя] 5 сяку в высоту, шириной в 2 ширины шелка. На красном фоне золотом выведено личное имя.
Вещь: личные знамена вассалов такие же, кроме того что на красном фоне помещен белый камон [фамильный герб].
Вещь: вассалы других вассалов (байсин), если это конные самураи, то носят такое же знамя, с тем отличием, что фамилия написана не золотыми, а белыми иероглифами. Остальные носят [на знамени] фамильный герб.
Вещь: навершие на шлем маэдатэ – рога высотой в 3 сяку тэнцуки [букв. «ударяющие в небо»], у собственных васалов господина золотые, у вассалов вассалов – серебряные.
Вещь: заспинное знамя асигару коси-дзаси – три, каждое 5 сяку длиной, у асигару господина красное без всяких знаков, у асигару вассалов – с белым фамильным гербом.
Вещь: все доспехи, сбруя, седла и стремена должны быть красные с тем исключением, что вассалы могут помещать [на них] золотой фамильный герб.»
На расписной ширме «Сражение при Осака» Красные Демоны представлены во всей их красе. Они показаны атакующими войска Кимура Сигэнари в сражении при Тэннодзи. Самураи несут за спиной красные прямоугольные знамена с написанными золотыми иероглифами родовыми и личными именами. Фамилии написаны достаточно четко и часто их можно прочесть. Это Ямада (山田), Исида (石田), Яманака (山中), Омура (小村), Оомура (大村), Хатида (八田), Накамура (中村), Маруяма (丸山), Мимура (三村), Яманоуэ (山上), Мицумото (三本), Ямамура (山村), Канэко (金子) и другие. Имена представлены более сложными иероглифами.
Примечания:
1 Тоса-но-ками – титул, означающий буквально «губернатор провинции Тоса». Такие титулы не имели ничего общего с действительностью и служили только подтверждением знатного происхождения их носителя. В одно и то же время могло существовать несколько десятков «губернаторов провинции Тоса» или любой другой провинции.
2 Прямая аналогия с современным словом «капитан», происходящим от латинского «голова».
3 Сяку – мера длины, около 30,3 см. Один сяку состоял из 10 сун (3,03 см).
4 Ширина шелка – условная мера, которая в разные периоды могла составлять от 7 до 10 сун.
5 Дзё – мера длины, около 3 м
Библиография:
Даймё-но сонаэ («Отряды даймё»). Токугава бидзюцу кан, 1996.
Ии-но акадзонаэ («Красный отряд Ии»). Хиконэ дзё хакубуцу канн, 2003.
Осака-но ран («Сражение при Осака»). Гундзё рэйкиси. Гаккэн, Токио, 1994.
Наканиси Ритта. Нихон-но гунсо, 1841-1929 («Японская военная униформа, 1841-1929»), 2001.
Наканиси Ритта. Нихон-но Каттю Си, vol. 2 («История японского доспеха, часть 2»), 2008.
С.Идзава. Дзусэцу сэнгоку каттю сю («Иллюстрированная история доспехов эпохи Сэнгоку»). Гаккэн, Токио, 2003.
Токугава си-тэнно («Четыре полководца домаТокугава»). Гундзё рэйкиси. Гаккэн, Токио, 1991.
I.Bottomley. Japanese armor – the Galleno collection. CA, 1998.
A.J.Bryant. Sekigahara 1600: The final struggle for power. Osprey, 1998.
S.Turnbull. Samurai Warfare. Cassel, 1997.
S.Turnbull. The Samurai Sourcebook. Cassel, 2000.
S.Turnbull. Samurai – the world of the warrior, 2003.
С.Тёрнбулл. Самураи – военная история. Евразия, СПб, 1999.