Ходзё Соун (1432-1519)


Под этим именем вошел в историю безвестный уроженец Киото Исэ Синкуро Нагаудзи. В годы Онин он бежал к своему родственнику Имагава Ёситада в провинцию Суруга, где стал одним из его вассалов. После смерти Ёситада в 1476 г. в разгоревшейся семейной сваре Синкуро поддержал своего племянника Ёситика, который в благодарность за помощь пожаловал ему замок Кококудзи, отряд самураев и право использовать иероглиф из своего имени. Теперь бывший послушник Синкуро был приближенным одного из сильнейших феодалов и комендантом замка по имени Исэ Нагаудзи. Случай продвинуться еще выше подвернулся в 1490 г., когда Асикага Тадамару, сын даймё соседней провинции Идзу, убил своего отца, мать и младшего брата, назначенного наследником. Недолго думая, Нагаудзи со своим отрядом окружил отцеубийцу в замке Хоригоэ, где тот и покончил с жизнью. Вассалы Асикага без больших сожалений присоединились к Нагаудзи, который унаследовал всю провинцию и взял себе старинную самурайскую фамилию Ходзё. Теперь взоры Нагаудзи притягивал расположенный неподалеку, в краю Сагами, замок Одавара. Стратегически расположенный очень удачно, Одавара-дзё давал контроль над всей равниной Канто. Владел им молодой князь Омори Фудзиёри. Подружившись с ним, Нагаудзи однажды пригласил князя на охоту, где и убил последнего. Так в 1495 г. Ходзё прибрали к своим рукам и провинцию Сагами. Искусная внешняя политика и хорошо обученная армия помогла наследникам Нагаудзи победить могущественный клан Уэсуги, двести лет владевший Канто, и к середине XVI в. расширить свои владения до восьми провинций. Но этого Нагаудзи уже не увидел. На старости лет он принял монашество и стал зваться своим последним именем, Соун, что означает «Быстрое облако». Он скончался в 1519 г., оставив своему сыну любопытный семейный кодекс, известный как «21 правило Ходзё Соун». Добившись вершин власти мечом, перешагивая через трупы, Соун тем не менее не ожесточился. Своими владениями он управлял просто и мудро, снизив налоги до необходимого минимума, справедливо разбирая конфликты между поддаными и больше заботясь о благосостоянии своих вассалов, чем о собственном богатстве. Но в истории Соун навсегда останется как образец беспринципного и кровожадного гэкокудзё-даймё, открывшего Эпоху воюющих провинций.