История японских гербов

 

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

 Японский фамильный герб (мон 紋, или камон 家紋) был широко распространен в эпоху расцвета самураев как отличительный знак воинского дома или группы самураев, объединенной общими интересами. Камон наносились на одежду самураев, оружие, доспехи, знамена, конскую сбрую, бытовые принадлежности (например, посуду, ширмы, подставки для мечей и т.д.) и другие предметы. Фамильный герб обычно передавался по наследству вместе с родовым именем, хотя известно немало случаев, когда самураи меняли свои гербы, часто вместе с фамилией.

Многие из родовых гербов имеют древнее происхождение. Полагают, что самые первые мон возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Многие узоры, ставшие позже гербами, первоначально были просто рисунками окраски тканей. Это, в частности, хризантема, глициния, павлония, пион, узоры «семь звезд» и «девять звезд», томоэ*, ханабиси** и многие другие.  Неясно, когда они в точности появились, но уже в течение второй половины периода Хэйан многие узоры использовались определенными аристократическими домами. Функционально это делало их близкими к первым семейным гербам, камон, хотя на деле они еще ими не являлись. 

 
Древнейшие гербы

 

     
Хризантема Глициния Павлония Пион
       
Мицудомоэ Семь звезд Девять звезд Ханабиси 
 
 В XII в. мон стали использоваться воинскими домами. Так, в повести «Сказание о земле Муцу» (Муцуваки), посвященной кампаниям Минамото-но Ёриёси и Ёсииэ по «замирению» мятежников провинции Муцу, говорится о том, что Минамото-но Ёсииэ использовал изображение двух голубей на своих знаменах и полотнищах, огораживающих ставку командующего (маку, или дзинмаку). Голуби считались посланцами японского бога войны, Хатиман, который одновременно являлся фамильным божеством рода Минамото. Свиток XIV в. Госаннэн Кассэн Экотоба, иллюстрирующий «Вторую Тёхлетнюю войну»,  помещает на дзинмаку Ёсииэ стилизованные изображения птиц, более напоминающие гусей. Основой для этого может быть пассаж в Муцуваки, в котором взлетевшая стая гусей указала Ёсииэ на расположение вражеского отряда. Ёсииэ, в свою очередь, узнал об этой примете, изучая древнекитайские военные тексты. 
 
Геральдика Минамото-но Ёсииэ
Два фрамента из Госаннэн Кассэн Экотоба. Слева на дзинмаку можно видеть изображения двух голубей, в то время как справа они более напоминают стилизованных уток.
 
Изображения двух голубей (слева) и двух уток (справа) в позднейшей геральдике. 
 
Хэйкэ моногатари (повесть о войне Минамото и Тайра в 1180-1185 гг.) описывает гербы нескольких воинских домов, например, веер, принадлежавший роду Кодама. В качестве собственно гербов мон стали использоваться в период Камакура как знак, позволяющий отличать своих воинов от чужих. Первоначально они располагались на флагах, затем их стали помещать на доспехах, оружии, одежде и конском снаряжении. Моко сюрай экотоба (иллюстрированный свиток, рассказывающий об истории монгольского вторжения в 1274 и 1281 гг.) показывает, что к этому времени камон стали использовать в качестве отличительного знака на поле боя. В этом свитке герб можно увидеть на флагах, занавесях, огораживающих ставку военачальника, щитах, конской упряжи и т.д.
 
 
Камон эпохи Камакура
 
     
Асикага Кавано Кикути Кумагаи
       
Миура Отомо Оэ Сатакэ
       
Сибуя Тиба Хатакэяма Ходзё 
 
Также в период Камакура (1180-1333) мон начинает появляться на одежде самураев, положив начало костюму даймон («большие гербы»), в котором по всему полю одежды располагались крупные семейные гербы. Первые иллюстрации с изображением родовых гербов самураев тоже относятся к периоду Камакура. 
Современная реконструкция самурая в костюме даймон. Слева самурай в коричневом хитатарэ с белыми гербами саса риндо, говорящими о его принадлежности к одной из ветвей Мураками Гэндзи, справа – самурай в бледно-зеленом хитатарэ, украшенном черными гербами Ходзё – мицу-уроко. Оба костюма из коллекции Токийского Музея Костюма.

Современная реконструкция самурая в костюме даймон. Слева самурай в коричневом хитатарэ с белыми гербами саса риндо, говорящими о его принадлежности к одной из ветвей Мураками Гэндзи, справа – самурай в бледно-зеленом хитатарэ, украшенном черными гербами Ходзё – мицу-уроко. Оба костюма из коллекции Токийского Музея Костюма.

 
Повесть Тайхэйки XIV в. («Сказание о Великом Мире») подробно описывает гербы самурайских родов и их использование где только возможно, начиная от индивидуальных флажков, носившихся на доспехах (каса-дзируси и содэ-дзируси), и заканчивая  парусами кораблей. 
 
 
Камон эпохи Муромати
 
       
Акамацу Кавагоэ Кусуноки Нава
       
Нитта Сёни Токи Хосокава 
 
К концу периода Муромати количество камон выросло настолько, что возникла необходимость в их четкой классификации. Первое описание гербов было составлено приблизительно между 1510 и 1520 г. К началу ХVI в. уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон. Могущественные воинские дома стали иметь не по одному, а по нескольку мон, применение которых часто строго регламентировалось. Так, семья Санада из Синано имела герб из шести монет – рокумондзэн – в качестве военного герба. Он украшал знамена и доспехи этой семьи. В тоже время гербом мирного времени было изображение утки – кариганэ. Отпрыски знатных фамилий часто выбирали себе иной герб, не имевший ничего общего с гербом их предшественников. Так, Сайто Ёситацу, унаследовавший Сайто Досан, заменил герб последнего, волну (нами), на павлонию (госан кири). По поводу последнего случая надо заметить, что Сайто Ёситацу не являлся биологическим сыном Сайто Досан, и, более того, он разбил и убил своего отчима, так что смена геральдики в этом случае выглядит достаточно оправданной.
 
 
Камон эпохи Сэнгоку
 
     
Военный мон Санада Мирный мон Санада Мон Сайто Досан Мон Сайто Ёситацу 
 
Кроме того, общее увеличение численности армий в этот период и широкое использование пехотинцев асигару привели к использованию упрощенных знаков различия, заменявший более сложный мон на доспехах и знаменах. В качестве примера могут служить черный или золотой круг на доспехах асигару семьи Курода или иероглиф тай («великий») на знаменах Дайдодзи Масасигэ вместо более сложного изображения махаона. 
 
     
 
 Камон эпохи Сэнгоку
 
Мон Курода Военный символ Курода Мон Дайдодзи Масасигэ Военный символ Дайдодзи Масасигэ 
 
В эпоху Сэнгоку также сложились правила нанесения семейных гербов на одежду. На бытовое платье мон наносили в пяти местах – по обеим сторонам груди, на спине пониже ворота и сзади на оба рукава на уровне локтей. Ниже приведен кадр из фильма Кагэмуся («Тень воина»), в котором хорошо видно, что знаменитые полководцы Такэда Сингэн одеты в камисимо, украшенное у каждого его собственным гербом. 
Кадр из фильма Кагэмуся режиссера Акира Куросава, 1980 г.

Кадр из фильма Кагэмуся режиссера Акира Куросава, 1980 г.

 В эпоху Токугава (1603–1868) правящие круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан). Мирные условия эпохи Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и стили в оформлении мон. Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента.

В период Эдо помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон насчитывает от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых являются производными от основных 250 гербов эпохи средневековья.

 Примечания

* Томоэ — предмет в форме запятой, служивший в древности оберегом, амулетом. Вероятно, форма томоэ имеет отношение к клыкам и зубам диких животных, из которых с древности делали ожерелья. Уже в периоды Дзёмон и Яёй подвески ожерелий стали делать не из клыков животных, а из полудрагоценных камней, например, яшмы или нефрита. В геральдике томоэ чаще всего встречается в виде тройного томоэ, или мицудомоэ, закрученного по или против часовой стрелки (что не имеет существенного значения).

**Ханабиси — «цветочный ромб». Не имея прямого отношения ни к какому цветку, ханабиси представляет собой популярный узор окраски такней начиная с периода Хэйан.

 

Поделитесь этой записью

Сёгунат © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.

Яндекс.Метрика