Самураи ненавидели ружья, называя их «оружием трусов»
Голливуд, вместе с широкой публикой, сошлись во мнении, что самураи были вооруженными мечами героями давно ушедшей эпохи. Ружья просто не вписываются в эту картину; следовательно, самураи не должны были их использовать.
В действительности, японцы использовали ружья эффективнее, чем их европейские современники XVI века, а также производили качественные, прочные экземпляры. Сражение при Нагасино, в котором ружья косили атакующую самурайскую конницу, является одним из наиболее известных и значимых сражений в истории самураев. Самураи не были упрямцами; в действительности, они были известны своей приспособляемостью. Монгольское вторжение, китайская придворная культура, и активное Западноевропейское влияние – в то или иное время все они оказывали воздействие на Японию. В самом деле, кимоно, один из знаменитых символов Японии, пришло из Китая в период Хэйан. Никакой разницы между этим событием и ввозом португальцами нового, эффективного оружия, называемого аркебузой (или, по-японски, тэппо) не было. Не имеет значения, насколько японцы были привязаны к своим лукам – они не могли проигнорировать тот факт, что ружья несомненно превосходили излюбленный ими вид метательного оружия. В Японии использовалось несколько форм огнестрельного оружия, начиная со старинного фитильного ружья, которое мы представляем в первую очередь, до больших ручных пищалей и, хотя и редких, но полноценных пушек (которые обычно добывали с потерпевших крушение европейских кораблей). Все виды оружия использовались с поразительной эффективностью. Один из великих даймё (феодальных князей) эпохи Воюющих Провинций, Ода Нобунага, был признанным мастером ружейной тактикой. Другие даймё, такие, как Такэда Сигэн, Токугава Иэясу и Датэ Масамунэ, были также хорошо известны благодаря использованию снайперов, окопной артиллерии и иногда просто огромного числа аркебузиров — с ошеломляющими результатами.
Некоторые считают, что поскольку огнестрельное оружие в основном использовали пешие солдаты (асигару), самураи должны были презирать ружья. На самом деле, асигару были обычным расходным материалом для того, чтобы учить их чему-то еще. Это не значит, что самураи не учились использовать ружья; в действительности, они овладевали этой наукой в более глубокой степени, чем асигару. Стоит также заметить, что из степеней отличия в сражении того, кому доверили стрелковый отряд, мог превзойти только тот самурай, который взял голову противника в индивидуальном бою.
Все самураи следовали рыцарскому этическому коду, известному как бусидо
С тех пор как книги с названиями «Хагакурэ: Книга самурая» и «Будо Сёсинсю: Кодекс самурая» заполнили рынок, считается, что ВСЕ самураи следовали бусидо, иначе они не были настоящими самураями. Но это совершенно не так.
Бусидо дословно переводится как «Путь Воина». Однако, бусидо было ничем иным как введением периода Эдо, предназначением которого было держать самураев в повиновении к князьям (даймё), которым они служили. Период Эдо был 250-ти летним периодом мира под управлением последнего сёгуната, который пришел на смену периоду Воюющих Провинций (более известному как Сэнгоку Дзидай). Сёгунат в течение этого периода находился в параноидальном состоянии; в конце концов, это был уже третий сёгунат, и предыдущие два закончились войнами. В этот период было применено несколько новых мер, направленных на поддержание порядка – например, даймё должны были проводить часть своего времени в Эдо, столице сёгуната (теперь Токио). Это делалось для того, что бы держать непокорных даймё (вроде Симадзу или Мори, которые позже уничтожили правление сёгунов) под присмотром.
Другой практикой было укрепление верности самурая своему даймё. В течение эпохи Сэнгоку было несколько случаев, когда самураи обращали оружие против их князей, почти всегда с успехом. В эпоху Эдо сёгунат сделал это наиболее серьезным преступлением самурая.
Также, в течение этого мирного периода, самурай более не имел практического значении в японском обществе. Самураи стали администраторами и правительственными чиновниками. В этих условиях ронин по имени Ямага Соко взял конфуцианские принципы, которые регулировали жизнь Японии в течение столетий, и дал самураям новые причины для существования. Заветы Соко позднее стали основой для бусидо, которое получило значительную поддержку сёгуната. Помните, как уже говорилось ранее, сёгунат всячески пытался избежать восстания самураев против своего господина. Поскольку одним из заветов Соко была полная, искренняя преданность своему господину, это превосходно соответствовало параноидальным попыткам сёгуната подавить все возможные возмущения… и это работало!
В целом, до периода Эдо самураи НЕ СЛЕДОВАЛИ никакому бусидо. В действительности, в период Сэнгоку находится столько примеров предательства, насилия и других действий, полностью противоположных бусидо, что это становится совершенно очевидным. Но это не говорит о том, что не было благородных самураев. Уэсуги Кэнсин, например, был известен своей честью, проявленной в сражениях с Такэда Сингэн — что было бы немыслимо при наличии кодекса бусидо.
Самоубийство было известно как «харакири»
Когда бы уроженцы Запада не говорили о ритуальном самоубийстве самураев, они обычно называют его харакири. Это очень грубая ошибка. На самом деле, надо говорить сэппуку.
Кроме этого, многие западные жители имеют ложное представление о том, чем в действительности было сэппуку. Большинство думает, что даже самую мелкую ошибку самурай должен был исправить, взрезав себе живот. В действительности, сэппуку стало определенной концепцией только в период Эдо (практически как бусидо, о котором уже говорилось выше). Сэппуку имело две формы: 1) это была форма наказания, назначенная старшим по положению, и обычно считавшаяся более легкой, чем настоящая казнь (которая обычно включала обезглавливание, распятие или сожжение у столба) или 2) путь избежать пленения. Последнее применялось как самураями и даймё, осажденными в обреченном замке, так и простыми солдатами, потерпевшими поражение на поле боя.
Сэппуку было гораздо сложнее, чем один разрез живота, который показывают в фильмах о самураях. Существовало три общепринятых формы сэппуку: один горизонтальный разрез, два перекрещивающихся разреза, или три горизонтальных разреза. Сразу после этого секундант, называемый кайсяку, должен был обезглавить самурая, обычно до того, как самурай закричит или поддастся боли. Иногда, если самураи не имели секунданта, или они были достаточно сильны духом, они делали сэппуку без обезглавливания и ждали, пока не истекут кровью.
Кроме разрезания живота, самураи иногда прибегали к другим формам самоубийства – одним из известных примеров является Миура Ёсимото, который обезглавил себя в сражении при Араи в 1516 г., когда стало ясно, что его сторона проиграла (достоверность этой истории подвергается сомнению).
Самураем был любой, кто следовал кодексу бусидо
Как уже ранее обсуждалось, мы пришли к выводу, что кодекс бусидо не обязательно был кодексом всех самураев. Сегодня многие, кто не знает об этом, находятся под неверным впечатлением, что самураем был любой, кто следовал кодексу бусидо. Некоторые даже считают, что самурай не должен был носить меч, поскольку у него был кодекс поведения.
Это, вероятно, самое абсурдное из всех обсуждаемых заблуждений. Самураи, независимо от периода, были членами воинского сословия Японии – буси. Другими тремя классами были ремесленники, крестьяне и торговцы. В период Сэнгоку еще продолжали существовать определенные возможности изменить свое сословие. Например, асигару, рожденный крестьянином, и выживший в нескольких сражениях, мог стать членом военного сословия. Также, в период Эдо богатый торговец мог в буквальном смысле слова купить себе место в сословии воинов. Однако, в своей основе самурай ВСЕГДА был буси (воином), вне зависимости от класса, в котором он был рожден. В период Эдо классы общества были закреплены навечно, т.е. в каком сословии Вы были рождены, в таком Вы и должны были умереть. Неважно, следовали Вы бусидо или нет, в любом случае в период Эдо Вы были самураем, если Вы были рождены в семье самурая.
Ниндзя были трусливыми, таинственными убийцами, которые враждовали с самураями
Лучше всего начать объяснение с одной простой истины – ниндзя и самураи были двумя различными типами воинов. В действительности, ниндзя, или синоби, как их называли в течение периода Сэнгоку, были эквивалентом современного спецназа. Некоторые книги и фильмы распространяют идею, что ниндзя использовали тогда, когда даймё было нужно сделать что-то, что «благородные самураи» не могли сделать вопреки своей чести. Вместо этого, если нужно было выполнить какую-то задачу, для которой обычному самураю не хватало умения (шпионаж, заказное убийство, рекогносцировка, проникновение в тыл противника и т.д.), даймё находил другого самурая, который мог выполнить эту задачу. Существовали самураи, которые специализировались как раз в таких вещах; два известных примера – ниндзя провинций Кога и Ига, которые присоединились к Токугава Иэясу. Хаттори Хандзо, который тоже был ниндзя, имел звание хатамото – наивысший ранг в тогдашней военной иерархии, которого самурай (и только самурай) мог достичь.
Образ ниндзя был настолько искажен Голливудом и поп-культурой по обе стороны Тихого океана, что не представляется почти никакой возможности его изменить. Более-менее нормальными работами, из которых можно узнать правдивую информацию о ниндзя, представляются две книги Стивена Тернбулла. Тем не менее, я хотел бы раскрыть самые знаменитые заблуждения о ниндзя. Одно из них касается цвета одежды, которую ниндзя одевали во время своих ночных заданий. Хотя Голливуд показывает ниндзя в черных костюмах, в действительности они носили темно-синюю одежду, поскольку черные костюмы слегка отсвечивают в темноте. Другим чудовищным измышлением является так называемый «ниндзя-то» — «меч ниндзя». Обычно он показан как прямой меч, короче самурайского, и с квадратной цуба (гардой). Вебсайты говорят нам, что это были не просто мечи, но целые наборы инструментов. Правда в том, что «ниндзя-то» на самом деле не существовали. Ниндзя использовали то же самое оружие, что и самураи, и относились к нему с тем же уважением. Другое известное оружие ниндзя называют «метательными звездочками». Они известны под термином сюрикэн, который обозначает любое метательное оружие небольшого размера, например, метательные ножи или пики, которые могли использовать и самураи. Ниндзя тоже использовали сюрикэн гораздо реже, чем можно было бы представить. Сюрикэн-дзютцу – искусство метания сюрикэн – действительно существовало, но оно использовалось разными людьми в разные периоды и вовсе не было прерогативой только ниндзя.
Использование ниндзя «волшебства», к счастью, все более и более подвергается критическому анализу. Исчезновение в облаке дыма, магические пассы, дающую сверхчеловеческую силу, и необыкновенные способности вроде левитации являются абсолютным вымыслом. Ниндзюцу было всего лишь искусством быть невидимым; в наши дни оно существует в виде, когда подложный сэнсэй в черной форме учит Вас каратэ (в лучшем случае) вместе с метанием дымовых бомб.
Перевод А.Куршаков, 2010