В начале XIV в. популярность регентов из семьи Ходзё стала падать. Сиккэн Ходзё Такатоки не был похож на своего деда Токимунэ – запустив государственные дела, он проводил все время в пьянстве и разврате. Император Го-Дайго, вступив на престол в 1318г., воспользовался этим, чтобы возродить прямое императорское правление. Он тайно привлек на свою сторону нескольких царедворцев и сделал своего сына, принца Моринага, настоятелем монастыря Энрякудзи, чтобы обеспечить поддержку монашеского войска. Но заговор был раскрыт, и императору пришлось бежать. Он укрылся на горе Касаги, распустив слух, что нашел прибежище в монастыре Энрякудзи. 10 тыс. воинов Ходзё осадили монастырь. Когда он был взят и план Го-Дайго раскрылся, армия бакуфу кинулась к Касагияма, император был схвачен и отправлен в ссылку.
После ареста Го-Дайго осталось два непримиримых противника Ходзё. Первый был Моринага. Он спасся от плена, спрятавшись в ящик из-под сутр, а затем, переодевшись монахом, бежал в горный округ Ёсино, где собрал под свою команду разнообразный сброд и повел против Ходзё партизанскую войну. Другой был самурай по имени Кусуноки Масасигэ. Го-Дайго успел заручиться его поддержкой до падения лагеря на Касагияма, и Масасигэ поклялся служить императору до самой смерти. Проявляя невероятную изобретательность, он сдерживал огромную армию бакуфу сначала в крепости на горе Акасака, затем в форте Тихайя на горе Конго. Оборона этих двух крепостей золотыми буквами вписана в историю военного искусства.
Бесконечные поборы, которые Ходзё вынуждены были делать, чтобы содержать огромную армию, и военные неудачи привели к тому, что от них стали отлагаться самураи во всех областях. Видя, что войска Ходзё терпят поражение, один из лучших военачальников бакуфу, Асикага Такаудзи, решил выступить против регентов. Он двинул свою армию на Киото и атаковал резиденцию Ходзё в столице, квартал Рокухара. Это произошло 10 июня 1333 г. Император Го-Дайго вернулся из ссылки и торжественно вступил в Киото.
В области Канто против Ходзё поднялся Нитта Ёсисада, получив указ от принца Моринага. Главные силы бакуфу были скованы Кусуноки Масасигэ при горе Конго, и против Ёсисада выступили местные феодалы, поддерживавшие регентов. Два войска встали друг против друга на реке Ирума. Три дня воины вступали в битву и не могли добиться перевеса. Наконец, к врагам Ёсисада подошло подкрепление, они расслабились, и, сняв доспехи, устроились ужинать, надеясь одолеть войско Нитта на следующий день. Ёсисада воспользовался их оплошностью, окружил лагерь с трех сторон и разбил приверженцев Ходзё. Через несколько дней он взял штурмом Камакура и сжег ее. С властью регентов было покончено окончательно.
Император Го-Дайго, однако, вскоре забыл, кому он обязан своим возвращением в Киото. Он щедро наградил Масасигэ, Ёсисада и особенно Такаудзи, но о других самураях, сражавшихся за него, и не подумал. Пытаясь возвратить самураев в прежнее, зависимое от придворной аристократии положение, Го-Дайго отобрал в пользу казны многие земельные владения, что не могло не вызвать озлобления со стороны воинов. Воспользовавшись этим, Асикага Такаудзи склонил на свою сторону обиженных. Так появилось две враждующих партии. Первую возглавил Такаудзи, получивший должность столичного градоначальника, во второй состояли герой войны с Ходзё, принц Моринага и Нитта Ёсисада, глава личной охраны императора и полицмейстер Киото. Путем интриг Такаудзи добился того, что указом Го-Дайго, не без оснований опасавшегося растущей популярности Моринага в народе, последний был арестован и заточен в тюрьму в Камакура. Когда в 1334 г. последний отпрыск рода Ходзё, Токиюки, попытался отбить Камакура, принц был убит тюремщиками. Такаудзи, в душе радуясь гибели своего главного врага, двинулся в восточные провинции и разбил Токиюки.
Асикага Такаудзи, давно размышлявший о верховной власти, не собирался возвращаться в Киото. Хорошо помня историю возвышения Минамото Ёритомо, он повел себя как сёгун, отбирая и распределяя земли и должности в области Канто. Когда он открыто напал на владения Нитта Ёсисада, тот отправил императору письмо, где обвинял Такаудзи в убийстве принца Моринага и мятеже. Такаудзи был признан злодеем, а Нитта Ёсисада было велено выступить против него, что тот и сделал.
Поход был неудачным с самого начала – войска Нитта стали дезертировать, как только он перевалил через горы Хаконэ, и в итоге, проиграв три сражения, Ёсисада бежал в Киото всего с несколькими сотнями всадников. Такаудзи тем временем набрал большое войско и в феврале 1336 г. фактически беспрепятственно занял Киото. Однако Ёсисада удалось собрать около 10 тыс. самураев, и, после того как к нему присоединился Кусуноки Масасигэ и подошло войско Китабатакэ Акииэ из провинции Муцу, лоялисты выманили противника из города и разбили его наголову.
Такаудзи бежал и укрылся на Кюсю. На острове ему удалось привлечь под свои знамена кланы Симадзу, Отомо и Сёни. Единственным верным императору родом оставались Кикути, но они были разбиты в битве при Тадарахама в апреле 1336 г. Овладев всем Кюсю, Такаудзи повел армию и флот на столицу. По пути к нему присоединились самураи острова Сикоку, возглавляемые семьей Хосокава. В июне опасность стала столь явной, что император приказал Нитта Ёсисада срочно собрать армию и выдвинуться против Асикага Тадаёси, брата Такаудзи, командовавшего сухопутными войсками новоявленного сёгуна. Ёсисада собрал 50 тыс. воинов, но на полпути к неприятелю застрял со всей своей армией у маленькой крепости Сирахата, упуская драгоценное время. Когда присланный на подмогу Кусуноки Масасигэ уговорил его оставить крепость, оставалось только одно место, где можно было встретить армию Такаудзи – бухта Хёго, в нескольких милях к востоку от знаменитой долины Ити-но Тани. 5 июля 1336 г. армия лоялистов была разбита в этом самом месте, у реки Минато. Кусуноки Масасигэ погиб, а Нитта Ёсисада бежал. Он пытался организовать оборону Киото, но Асикага Такаудзи без труда занял столицу, и Го-Дайго укрылся на Хиэйдзан. Вскоре, поддавшись уговорам Такаудзи, он вернулся в столицу, чтобы передать регалии[1] правящего дома новому императору Комё, возведенному на трон усилиями Такаудзи. Го-Дайго, однако схитрил, и передав Комё фальшивые драгоценности, бежал и укрылся в горах Ёсино, основав там собственный двор. С этого времени начинается «Период Южной и Северной династий» – Намбоку-тё (1336-1392).
Южный двор, однако, с самого основания стали преследовать неудачи. Вскоре погиб Нитта Ёсисада, а за ним и другой полководец лоялистов, Китабатакэ Акииэ. Лишившись опасных противников, Такаудзи руками императора Комё в 1338 г. возвел себя в сёгуны. В следующем году скончался Го-Дайго, и, казалось, Южной династии скоро придет конец, но и через десять лет, отмеченных вялыми позиционными боями и редкими стычками, она еще продолжала существовать. В 1347 г. Южную армию возглавил сын Кусуноки Масасигэ, Масацура. Двадцатилетний самурай уже прославился своими дерзкими партизанскими вылазками, будоражившими пристоличные провинции. Бакуфу отправило против Масацура сначала одну, затем другую армию, но обе они были разбиты. Осознав реальную угрозу своей власти, Такаудзи отправил против Масацура своего лучшего полководца, Ко-но Моронао. Они встретились в местечке Сидзё-Наватэ в 1348 г. В ходе сражения Масацура во главе полутора сотен человек атаковал ставку Моронао и, вступив с ним в поединок, отрубил ему голову… но это оказался преданный вассал рода Ко-но, который одел доспехи господина. Отчаявшийся Масацура был окружен и убит. Северная армия торжествовала победу. Моронао вступил в Ёсино и сжег все дворцовые постройки, но был разбит войском Кусуноки Масанори, младшего брата Масацура.
Фактически к этому времени началась война всех против всех. Известный японовед Пола Варли применительно к этому периоду пишет, что «предательство во время войны и переход на сторону противника были настолько обычным делом, что невольно возникает вопрос – существовало ли вообще у средневековых самураев понятие о верности?» Любой захудалый провинциальный самурайский род, видя, что его соседи присоединились к одному лагерю, немедленно объявлял себя сторонником другого, чтобы иметь «официальное» основание захватить землю соседа. Если через какое-то время противник переходил на его же сторону, глава рода тут же изъявлял покорность другому двору, и бесконечная война продолжалась. Существовал и обратный вид «военных действий» – две ветви одного клана объявляли себя сторонниками разных династий, на границе своих владений строили крепость, против которой вырастала крепость «неприятеля», и поливали друг друга стрелами через стены. Как бы боком не повернулась удача, клан все равно оказывался в выгоде. Убитые в таких стычках были явлением крайне редким, зато когда объявлялся вербовщик с требованием отправить войско на подмогу Киото или Ёсино, у защитников был веский аргумент – мол, враг стоит у самых ворот, поэтому послать подкрепление никак невозможно. Впрочем, на центральном фронте измена союзника могла оказать решающее влияние на ход войны. Так, победам Южной династии в немалой мере способствовали противоречия в стане Асикага. В 1348 г. главные полководцы Такаудзи, братья Ко-но Моронао, Мороясу и Морофую, окружили Киото и выставили ультиматум, требуя отстранить от власти родного брата Такаудзи, Тадаёси, занимавшего пост наместника сёгуна в столице. Тадаёси был вынужден подчиниться и даже принял монашеский сан, но в 1351 г., пользуясь отсутствием братьев Ко-но и своего брата, отправившихся завоевывать Кюсю, собрал войска и захватил столицу. Вернувшись из похода, Такаудзи фактически стал заложником Тадаёси, а братья Ко-но были убиты, попав в засаду. Попавший в трудное положение Такаудзи был вынужден пойти на уступки. Император Северной династии отрекся от престола, и 1351-1352 гг. были отмечены единым правлением Южной династии, однако все понимали, что это только передышка. В начале 1352 г. Такаудзи разбил родного брата в бою и заточил его в монастырь, где Тадаёси вскоре был отравлен. Распрей снова воспользовались «южане» и весной того же года в Киото вошел Китабатакэ Тикафуса, отец погибшего Акииэ, но был вытеснен оттуда менее чем через 20 дней. Бои, однако, не прекращались, и в 1353-1355 гг. столица переходила из рук в руки пять раз. Когда, наконец, Такаудзи закрепился в Киото, от города осталось только пепелище.
Еще во время боев за Киото на сторону Южной династии перешел контингент Ямана, что в конечном счете и обеспечило захват столицы, затем за ним последовал Асикага Тадафую, сын Такаудзи, а после смерти последнего полководцы «северян» Никки Ёсинага и Хосокава Киёдзи. Но звезда законных императоров клонилась к закату – на сторону Асикага переметнулись Окинага, сын принца Моринага, и в конце концов даже Кусуноки Масанори, бывший, казалось, нерушимым столпом Южного двора. Потерявшие всякую надежду, изгнанные из Ёсино, его правители еще влачили жалкое существование до 1392 г., когда наконец усилиями сёгуна Асикага Ёсимицу император Го-Камэяма не отрекся в пользу правителя Северной династии Го-Камацу. Жестокая, братоубийственная война, длившаяся 57 лет, наконец закончилась, однако даже через много лет последние осколки Южной династии не оставляли попыток занять престол – так, в 1443 г. некий Кусуноки Масамицу (откуда он взялся и кем вообще был, неизвестно) напал на императорский дворец и захватил священную яшму, с которой бежал на г. Хиэй. В пути он был убит, но его воины укрепились в Ёсино и даже выдвинули двух претендентов на престол. Они продержались до 1458 г., когда претенденты были убиты и магатама возвращена в Киото.
[1] В Японии право императора на престол подтверждается передачей ему трёх сокровищ – меча цуруги, яшмы магатама и зеркала кагами.