Пеший лучник возглавляет процессию воинов Минамото во время смуты Хэйдзи-но-ран (1160). Со свитка «Ночная атака на дворец Сандзёдэн«, конец XIII в. (Бостонский Музей Изящных Искусств). Лучник одет в доспех домару с пластинами гио-ё на плечах, простой шлем и обмотки хабаки и вооружен мечом тати и луком юми. Он слюнявит указательный и средний пальцы правой руки, чтобы было легче спускать тетиву.
Изображение другого лучника со свитка «Ночная атака на дворец Сандзёдэн«. Воин одет в доспех домару со шнуровкой из некрашенных кожаных шнуров и вооружен луком и мечом тати. За пояс заткнут кинжал танто, ножны которого завернуты в ткань или бумагу — способ ношения, хиути-букуро, характерный для конца периода Камакура, когда предположительно и создавался свиток. Круглый белый предмет, привязанный к ножнам тати — контейнер для запасной тетивы. Воин принадлежит к монастырской дружине, на что указывает его выбритая голова. Обратите внимание, что у него нет ни одного из трех других предметов, традиционно ассоциируемых с монахом-воином — черной робы, головного платка и нагината.
Пеший воин в доспехе домарусдерживает лошадь, принадлежащую его господину. Фрагмент другого свитка, посвященного Смуте годов Хэйдзи — «Отъезд императорской семьи в Рокухара«, начало XIV в. (Токийский Национальный Музей). Шнуровка доспеха изображена преувеличенно крупной, что подчеркивает его фактурность, особенно на фоне приглушенного синего цвета наручей котэ и обмоток хабаки. На голове воина — традиционная мужская шапочка эбоси. Никакого оружия не видно, что с большой долей уверенности позволяет утверждать, что перед нами — слуга знатного самурая, вероятно, конюх (кутитори).
Фрагмент свитка XIV в. «Цутигумо Дзоси», приписываемого кисти Тоса Нагатака. Свиток повествует о подвигах Минамото-но Ёримицу, известного также как Райко (944–1021), но изображает воинов в костюмах XIV в. Вассал Райко (справа) одет в синий домару и вооружен луком, длинным мечом тати, на который надет чехол из тигровой шкуры, и кинжалом танто. На голове вместо шлема — шапочка эбоси.
Фрагмент свитка конца XV в. «Юки кассэн экотоба», посвященного войне годов Эйкю (1441 г.). Всадник в красном домару с большими наплечниками о-содэ и позолоченной кувагата атакует противника, держа обеими руками нагината. Очевидно, что к этому времени домару уже стал принадлежностью знатных воинов.
Портрет Хосокава Сумимото (1489-1520), созданный в начале XVI в. Сумимото был одним из знатнейших командиров начала периода Сэнгоку и короткое время в 1507 г. занимал должность канрэй — второго лица в Японии после сёгуна. Он одет в черный доспех домару с верхними рядами наплечников и кирасы, переплетенными красными шнурами, в стиле ката-ака одоси. Налобник кувагата и поножи сунэатэ позолочены. Воин вооружен нагамаки — вариантом меча с очень длинной рукоятью. Хотя считается, что нагамаки были плохо сбалансированным и неудобным оружием, они были довольно популярны в XV- начале XVI вв.
Фрагмент из книги XVIII в. «Хонтё Гункикё», посвященной истории японского доспеха. На рисунке изображены знатный воин в доспехе о-ёрой и два пеших лучника в доспехах домару. Обратите внимание, что их домару не имеют кольца сзади, поскольку не несут наплечников содэ. Кроме домару и одного наруча на левой руке, воины не имеют другого защитного вооружения. Из наступательного вооружения кроме луков оба самурая вооружены только короткими мечами косигатана, более напоминающими кинжалы. Отметьте, как изменились их колчаны по сравнению с более ранними изображениями. Теперь это закрытые колчаны уцубо, покрытые тканевыми чехлами, у одного из солдат с двумя полосами — вероятно, значок рода или отряда. В целом вид всех трех воинов характерен для второй половины XIV — первой половины XV вв.
Два пеших воина со свитка «Моко Сюрай Экотоба«, посвященного монгольскому вторжению 1274 г. Эта сцена отсутствует в оргинальном свитке, созданном в 1293 г. и присутствует только в копии, созданной в XIX в. Два пехотинца в домару несут отрубленные головы монгольских воинов — один на острие меча, другой на кончике нагината. Кроме доспеха и наручей котэ, эти самураи не имеют другого защитного вооружения. Вместо шлемов на головы одеты шапочки эбоси. Обратите внимание, что в то время как воин с нагината имеет два наруча котэ, воин с мечом имеет только один (левый) наруч, что с определенной долей вероятности идентифицирует его как лучника, поскольку именно лучники чаще носили наруч только на левой руке. Остается только догадываться, что случилось с его луком.
Изображения харамаки встречаются в иконографических источниках гораздо реже, чем изображения домару. Эта картина работы Кикути Ёсай (1781-1878) показывает Минамото-но Ёсииэ и его пешего вассала, одетого в доспех харамаки. Доспехи обоих воинов анахроничны и более соответствуют XIV в., чем XI в., когда в действительности жил Ёсииэ. Обратите внимание, что художник нарисовал воину в харамаки два медных кольца, справа и слева, предназначенные для привязывания шнуров наплечников содэ, хотя никаких следов наплечников не определяется, а плечи воина прикрыты пластинами гио-ё.