Cамым заметным отличием воина эпохи Хэйан, Камакура и Муромати оставалась раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество домыслов. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки – то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание цветов. Так, один средневековый текст утверждает, что раскраска доспеха отражала принадлежность воина к определеннуому роду – Минамото носили черные доспехи, Тайра пурпурные, Фудзивара желто-зеленые и Татибана – желтые. Однако, нет никаких других сведений, подтверждающей эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию, несомненно, шнуровка несла. Дело в том, что самурайские вожди предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно иллюстрирует эпизод из «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси») Рай Санъё, относящийся к 1184 г.: «Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <…> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна». Определенный цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами, доспехов, позволял предполагать, с каким противником воин встретился в бою. Вот слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно «Хэйкэ моногатари», в знаменитой битвой при Данноура в 1185 г.: «Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!». Забота самурая была не лишней – в Японии X-XV вв. отрубивший голову знатному противнику получал богатую награду. Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение».
Кон сугакэ одоси | Кодзакура одоси | Омодака одоси | Сагаомодака одоси |
Если у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными, знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением, более трудоемким и, естественно, более дорогим. Одна из древнейших раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси. При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда угол шеврона был обращен вверх, назывался «перевернутым» — сага-омодака одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона, например, хи-омодака одоси означает, что рисунок располагался на оранжевом фоне. Закономерностей в распределении цвета шевронов не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались большой популярностью во время войны Минамото и Тайра. Особое название (цумадори—одоси) имел рисунок, при котором выплеталась только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале периода Муромати.
Цумадори одоси | Катаака одоси | Катацумадори одоси | Дан одоси |
Мурасаки сусого одоси | Кон-ака сикимэ одоси | Иро-иро одоси | Татэвакэ одоси |