Домару

Сине-бело-красный доспех домару периода Муромати из Токийского Национального Музея со шнуровкой в стиле ката-цумадори одоси. Это единственный известный доспех со шнуровкой такого типа. Отметьте широкий назатыльник шлема (каса-дзикоро), характерный для XIV-XV вв.

Название домару в приблизительном переводе значит “огибающий туловище”. Этот доспех появился примерно в одно время с о-ёрой и предназначался для воинов низшего ранга — “рядовых” самурайских дружин. В доспехе домару спину и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок,  что делало доспех более  подвижным, чем о-ёрой, и,  следовательно,  более подходящим для пешего боя на ближней дистанции. Нижние  4 ряда  пластин (накагава) начинались на правом боку,  огибали спину,  левый бок,  живот и застегивались  шелковой петлей, немного находя  друг на друга. На груди доспех наращивали еще два,  а на спине три ряда пластинок (татэагэ), таким образом, на спине число рядов всегда было на один больше.

Доспех домару периода Камакура с пурпурной кожаной шнуровкой. Отличный экземпляр раннего домару, он уже имеет наплечники содэ - не такие большие, как у доспеха о-ёрой, но вполне достаточные для защиты верхней части рук. В более раннем доспехе на месте содэ должны были бы располагаться железные пластины гио-ё.

Держался доспех на месте с помощью ремней ватагами,  а наплечников содэ первоначально не было. Их функцию частично выполняли две небольшие симметричные  пластинки в виде стилизованного “листа абрикосового дерева” —  гио-ё, горизонтально лежащие на плечах. Дополняли доспех длинные и узкие кусадзури — их традиционно было 7  по 5 рядов каждый.

Черно-белый домару эпохи Муромати со шнуровкой в стиле катасиро одоси из Токийского Национального Музея. Хорошо видно, как доспех застегивается на правом боку. Также хорошо видны пластины гио-ё, закрывающие нагрудные застежки ремней ватагами.

Первоначально домару носили без шлема,  наручей  и  поножей, но к XIV-XV вв., когда от лучного боя стали переходить к ближнему бою,  этот доспех облюбовали представители  военной аристократии и вид его изменился — к этому времени доспех приобрел рукава содэ, а гио-ё сместились на место нагрудных пластин сендан-но ита и кюби-но ита. Иногда у такого доспеха было 4 кусадзури, как  у о-ёрой,  и к нему полагался  кабуто и полный комплект ко-гусоку.

Два доспеха домару периода Намбоку-тё. Оба доспеха сделаны по классической схеме - четыре ряда набрюшника накагава нарощены двумя рядами нагрудника татэагэ и увенчаны цельнометаллической пластиной муна-ита. Оба доспеха имеют семь кусадзури по пять рядов каждая. Доспех слева, со шнуровкой из кожаных пурпурных шнуров, снабжен также типичным для XIV в. шлемом с широким назатыльником и небольшими, редуцированными содэ, каждый всего из трех рядов пластинок. Доспех справа, первоначально со шнуровкой из красных кожаных шнуров (со временем они выцвели и стали желто-оранжевыми) имеет уже полноценные наплечники - о-содэ. Оба доспеха представляют переходный вариант от домару простого пешего воина к доспеху военной аристократии, какими они стали в XVI в. (см. ниже).

 

Домару XVI в. Отметьте яркую шнуровку, большие наплечники о-содэ и шлемы с роскошными надобниками кувагата. Все говорит о том, что перед нами доспехи военной аристократии. Доспех слева хранится в г. Кагосима, столице префектуры Кагосима (бывшая провинция Сацума), и относится к началу XVI в. Этот доспех со шнуровкой в стиле ироиро одоси, возможно, принадлежал одному из предводителей рода Симадзу. Доспех справа, из префектуры Аомори (северная часть бывшей провинции Муцу), относится к концу XVI в. и традиционно ассоциируется с Акита Санэсуэ, даймё дома Акита. Доспех скреплен необычным пестрым шелковым шнуром в стиле ката-ака одоси (с красной верхней частью).